delphinov ([info]delphinov) wrote,
@ 2009-11-07 22:08:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:истории, музыка, современная поэзия

Егор Летов - харизматичность хлыста
В юности я был большим фанатом Егора Летова и группы "Гражданская Оборона". На фоне сопливых песен БГ и попсового, хотя и забойного "Кино" омский панк выглядел лихим и мощным. И яростное отвержение советской серости рвалось из него, как снаряды из танка. Но... Рвалось и что-то иное. Болезненное, злое, уродливое.

Он был талантливейший текстовик, поэт (помимо текстов песен на альбомах Летова встречаются очень изысканные, в обэриутской традиции стихи). Неординарный мелодист, умевший работать минималистично, что дано не каждому. Он, безусловно, обладал необходимым для рокера шаманским даром, мог ввергать слушателей в "состояние".

Но ясно и другое. Сознание Летова было расколото. Многое съединялось в его душе, но ни спокойствия, ни мудрости там не было. Огромное количество переваренной информации несистемно перепуталось в его мозгу. Он уже не отличал анархизма от фашизма, Ельцина от дьявола, СССР от рая, ад от своей собственной музыки.

Летов аппелировал к "нечеловеческому", утверждал, что занимается "немузыкой", всё время пытался быть "не-тем", желал ускользать от определений, а в результате оказывался в компании сомнительных политиканов, в лагере собственных врагов вчерашнего дня. Какая ирония судьбы в том, что бывший лидер группы "Посев" и автор песни "Поганая молодёжь" (1984) организовал десятью годами позже национал-агрессивное движение "Русский прорыв" и называл себя фашистом и коммунистом одновременно.

В 90-х на митингах "красно-коричневой оппозиции" Летов пел песню "И Ленин такой молодой" - всерьёз, не шутя. Всего за пару-тройку лет страна изменилась радикально, а он - вчерашний авангардист - безнадёжно отстал. Запутался. Позиция "Всегда против..." сыграла с ним странную шутку. Эксперименты с наркотиками, психоделиками и прочими психоактивными веществами раскачивали лодку его души. Песни, однако, он сочинять не перестал и, как это нередко бывает, лирическое "Я" оказалось куда мудрее и светлее "Я" физического.

"Не с кем воевать" - это из его последнего альбома. Летов достиг просветления? Отказался от полит-химер, отгрызавших от него по кусочку все последние 15 лет жизни? Он остался в памяти как один из самых противоречивых, но искренних людей, художников, поэтов. За это его можно уважать. Но его последние концерты - это отнюдь не светлые представления. Это странное харизматическое шоу, вызывающее ассоциации с хлыстовскими радениями.

Собственно, он и был "живым Христом", вполне в соответствии с народной сибирской традицией. Даже внешне напоминал другого известного "живого Христа" - сибиряка Виссариона. Тот, впрочем, благостностью народ умащает, сладостью до оскомины. Летов - это хлыстовское радение на ином энергетическом потоке, тёмное, "отрицалово", призыв к "жизни не по лжи" через отвержение самой жизни. Мы думали, это рок-н-ролл, панк, андеграунд. А это было что-то деревенское, таёжное, сермяжное.

Каков парадокс.




(53 comments) - (Post a new comment)


[info]induktor
2009-11-07 10:18 pm UTC (link)
люблю его. хотя тогда. когда примкнул к национал-большевикам - слушать перестал. молодой совсем был я, радикальный :)
но потом опять начал слушать, когда "реанимация" вышла. прям удивлён был я этим напором новым

(Reply to this) (Thread)


[info]delphinov
2009-11-07 11:27 pm UTC (link)
аналогично все

(Reply to this) (Parent)


[info]gambo
2009-11-07 10:26 pm UTC (link)
его последние альбомы были какими-то истинными
даже страшно подумать, что было бы дальше

(Reply to this) (Thread)


[info]delphinov
2009-11-07 11:26 pm UTC (link)
примерно такие же мысли и чувства

(Reply to this) (Parent)


[info]polikliet
2009-11-07 10:36 pm UTC (link)
Я вот прямо не любил, но талант не отрицал. Чего стоит одна только песня под названием "Прыг-Скок"? Всё хотел спросить, а может и спрашивал. Вам имя Евгений Чичерин что-нибудь говорит?

(Reply to this) (Thread)


[info]delphinov
2009-11-07 11:26 pm UTC (link)
это кажется человек из рок-движения
имя слышал, музыку нет

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]polikliet
2009-11-08 12:07 am UTC (link)
http://community.livejournal.com/ru_chicherin/ ,а вот сайт http://chicherin.indika-art.ru/ Я к чему это?
Есть у него композиция "Птюч". Помнится, вам приходилось в этом издании работать. Насколько разнятся мнения изнутри и снаружи? Вот композиция, кстати - http://chicherin.indika-art.ru/music/Chicha_n_XC_Live/16_ptuch.mp3

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]delphinov
2009-11-08 12:33 am UTC (link)
у меня к птючу (журналу) во всех его ипостасях отношение ровное
наверное, у кого-то он вызывал раздражение, которое в этой песне чувствуется
у меня с этим журналом связаны и хорошие и плохие воспоминания
а так...
журнал как журнал
таких журналов должно было бы в России быть в каждом большом городе по паре штук...

(Reply to this) (Parent)


[info]delphinov
2009-11-08 12:33 am UTC (link)
"таких" - в смысле независимых молодежных журналов со своей платформой
не обязательно про рейв и геев
)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-08 12:48 pm UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-08 01:01 pm UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-08 02:25 pm UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-08 02:29 pm UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-08 05:36 pm UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-08 09:04 pm UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-08 09:34 pm UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-08 09:37 pm UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-08 09:41 pm UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-08 09:50 pm UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-08 10:29 pm UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-08 10:51 pm UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-08 11:07 pm UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-08 11:24 pm UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-08 11:42 pm UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-08 11:48 pm UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-09 12:02 am UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-09 12:12 am UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-09 08:28 am UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-09 10:50 pm UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-09 11:50 pm UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-09 11:53 pm UTC
(no subject) - [info]polikliet, 2009-11-10 12:17 am UTC
(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-10 12:20 am UTC

[info]razumbunt
2009-11-08 04:54 am UTC (link)
Его единственный альбом Некрофилия.

(Reply to this) (Thread)


[info]delphinov
2009-11-08 01:04 pm UTC (link)
вы имеете в виду, что вам только этот альбом по душе?
если так, то тут у каждого свои отношения с материалом.
почти на каждом альбоме Летова, особенно на ранних и на самых поздних, есть 1-2 могучие композиции, которые, что называется, выносят.
при всей амбивалентности этого термина.
)

(Reply to this) (Parent)


[info]batacat
2009-11-08 10:16 am UTC (link)
всё класно сказано... но вот последние строки и слова всё сводят к этой, так любимой русскими, "сермяжности". Даже самый отпетый урбан глаголит о ней как о вершине всех вершин человеческого духа. Откуда это?

(Reply to this) (Thread)


[info]delphinov
2009-11-08 01:12 pm UTC (link)
не знаю точно, что вы имеете в виду.
я отнюдь не люблю "сермяжность" и вершиной чел. духа ее не считаю.
наоборот, мне весьма печально, что талантливый и так стремивщийся вырваться "за пределы" Летов просто повторял архаическую, "тёмную" матрицу народного протестантизма в духе харизматических религиозных движений типа хлыстов-христов, скопцов, староверов-беспоповцев и тому подобных. опять таки, я отношусь к участникам таких движений без осуждения, без негатива, но на рубеже ХХ - ХХI веков, с электрогитарой в руке, в городах - странно, когда человек проваливаяется в подобную "сермяжность". странно и грустно. и трагично. ведь Летов умер отнюдь не старым человеком.

(Reply to this) (Parent)

Ни убавить ни прибавить
[info]shaherezada
2009-11-08 11:25 am UTC (link)
Замечательный пост.
Спасибо

(Reply to this) (Thread)

Re: Ни убавить ни прибавить
[info]delphinov
2009-11-08 01:15 pm UTC (link)
Рад, что вам показалось интересным.
Мне относительно недавно пришла эта мысль о связи так наз. сибирского панка и народного хлыстовства.
многие думают, что это все вымерло...
а я занимался фольклором, я знаю, что не вымерло, но изменилось, в другие формы перетекло.
и под покровом "горожанина" зачастую скрывается "лесной хозяин".

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Ни убавить ни прибавить
[info]shaherezada
2009-11-08 07:46 pm UTC (link)
Это не может вымереть. Такой тип "хлыста" есть везде, где есть давление на человека.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Позволю себе длинную цитату... - [info]delphinov, 2009-11-08 09:45 pm UTC
Re: Позволю себе длинную цитату... - [info]shaherezada, 2009-11-08 10:05 pm UTC

[info]katrinawise
2009-11-08 04:14 pm UTC (link)
Да, хорошо вы все описали. У меня такое же ощущение сложилось. Я вообще, честно говоря, не поняла, как это так - день за наших, день за ваших, сменить идеологию на прямо противоположную. Да, видимо, это все дух противоречия...из сибирских глубин...

(Reply to this) (Thread)


[info]delphinov
2009-11-08 09:06 pm UTC (link)
Он держался той стороны, которая в борьбе.

Он не смог справиться с ситуацией, когда его сторона победила.
))

Он из тех революционеров, которые не могут пережить победы революции.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

вечная беглянка из лагеря победителей.
[info]shaherezada
2009-11-08 10:07 pm UTC (link)
У Джорджа Оруэлла: "Надо успеть во-время сменить сторону, как это делает сама справедливость, эта вечная беглянка из лагеря победителей".

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: вечная беглянка из лагеря победителей. - [info]delphinov, 2009-11-08 10:56 pm UTC

[info]0331
2009-11-08 09:23 pm UTC (link)
Спасибо за пост.

(Reply to this) (Thread)


[info]delphinov
2009-11-08 09:45 pm UTC (link)
Всегда на посту!

(Reply to this) (Parent)


[info]ocean_shadow
2009-11-09 08:41 pm UTC (link)
Согласен, интересный пост. Моё детство и юность проходили в другой музыкальной культуре. Для меня Летов был существом иного, подцензурного мира. При том, что цензурировал его вовсе не я сам. Впервые послушал году в 1998. Впечатления были неоднозначными. Сильные тексты. А политические взгляды и их претворение в жизнь, по-моему, вообще вторичны здесь, метался человек, но ведь творчество живое, его не отнять...

(Reply to this) (Thread)


[info]delphinov
2009-11-09 09:00 pm UTC (link)
Творчество мощное!
И неоднозначное.

(Reply to this) (Parent)


[info]delphinov
2009-11-09 09:57 pm UTC (link)
Хотелось вот еще что сказать: все же нельзя, мне кажется, полностью разделять творчество как нечто самоценное ("хороший певец", "хороший писатель") и те взгляды, которые выражает автор. Т.е. форма и содержание связаны. Поясню. Может ли быть талантливый фашистский поэт? Да, может. И он будет талантливо выражать ужасное (ужасное, конечно, с моей точки зрения) содержание. То, что такой условный фашистский поэт талантлив, даже опаснее для общества - тем больше людей несамостоятельно мыслящих и подверженный внушению "клюнут". Как быть в таком случае? Конечно, не сажать такого поэта в тюрьму. )) Нет, надо в публичном пространстве, открыто уметь ему ВОЗРАЗИТЬ, деконструировать созданную им "красивую" форму и вскрыть истинное содержание. Это мне кажется важным и по отношению к Летову.
Простите за длинную телегу.
))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ocean_shadow
2009-11-09 10:01 pm UTC (link)
Полностью согласен. Только далеко не всегда политические взгляды настолько сильно пронизывают творчество, чтобы заглушать всё остальное. У Летова, как мне кажется, было творчество именно протеста, при чём скорее тотального протеста... Это не осознанное выражение политических пристрастий в творчестве.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]delphinov, 2009-11-09 10:10 pm UTC

(53 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…